Конвейер роботов-танцоров
Очень странное кино. Олтман не хотел его ставить. Насколько мне известно, он никогда не интересовался балетом. А кашу заварила Нив Кэмбелл. Она начинала балериной и видимо после успеха «Крика» решила вспомнить молодость. Она написала рассказ — как одна танцовщица встречает миловидного повара, они женятся, потом она ломает руку во время представления и… и в принципе всё. Затем некая Барбара Тернер оформила всё это в сценарий и был ангажирован отличнейший американский «разрушитель стереотипов» Роберт Олтман, создавший шедевры кажется во всех «анти-жанрах» мира. Как раз перед «Труппой» он снял прекрасный анти-детектив «Госфорд Парк», и то ли на волне успеха той ленты, то ли за былые заслуги, Нив Кэмбелл сказала «Хочу Олтмана и точка!». Олтмана доставили. Он взял Малькольма МакДауэлла на роль итальянца-худрука и снял целиком от начала до конца аж 10 балетов, плюс несколько закулисных сценок по готовому сценарию и получился фильм «Труппа». Хотя, насчёт «получился» я наверно поторопился…
Однажды, в далеком 1975ом году Олтман уже снимал нечто подобное — «Нэшвил». Тот фильм рассказывал о подготовке к американскому кантри-фестивалю и аналогичным образом сочетал в себе закулисные разборки и непосредственно музыкальные номера. Но в том фильме был не только сценарий(!), но ещё и персонажи. Здесь же мы имеем «голубого» МакДауэлла в желтом шарфике, который со своим носом-картошкой похож на итальянца не больше чем Стивен Сигал на негра, и Нив Кэмбелл, которая встречается с Джеймсом Франко, живёт в шикарной квартире (правда рядом с линией метро) и от «удручающей бедноты» в перерывах между гала-концертами подрабатывает официанткой. Остальных даже запомнить невозможно. Вся труппа — общей гурьбой. Личностей этих танцоров нам не показывают и не раскрывают. Есть несколько вроде бы «намёток» на конфликты — например, молодой парень с бойфрендом-менеджером, которого «снимают» с балета — но даже для меня, любителя тонких намеков, это как-то чересчур мимоходом. Я прекрасно понимаю, что в жизни нет ни сюжетов ни гранд-финалов, да и симфонические оркестры во время поцелуев в ушах отнюдь не играют. Но в жизни есть живые люди, и у каждого из них есть чувства и индивидуальность — а здесь перед нами «просто 20 человек», словно солдаты в армии.
Сюжетное построение второй половины фильма вокруг новой постановки, больше смахивающей на открытие очередной олимпиады нежели на высокое искусство всемирного балета, не сильно завораживает да и по-хорошему не интересует вовсе.
Единственный примечательный аспект, который я почерпнул из фильма — это рассматривание главной героини в качестве «передающей эстафету». Сначала бывшая прима потянула сухожилие, и её заменила Нив Кэмбелл, а потом уже сама Нив сломала руку и её заменила следующая счастливица. Есть в этом некая «незначительность». Фильм, несмотря на казалось бы очевидной воспевание искусства балета, подтекстом выводит странную мысль о том, что «в балете нет личностей — есть лишь нескончаемый конвейер роботов-танцоров».
5 из 10