Жанровый триллер с клишировнными глюками и киношными шизо-фрустрациями
«Реквием по мечте» и «Рестлером» Аронофски восхищаются все кому не лень. Первый из них я никак не решаюсь посмотреть из-за дурацкого патетичного названия, а второй — из-за непривлекательности для меня данного вида спорта и вообще спорта в целом. Зато я смотрел «Пи» — единственный авторский проект Аронофски про безумного математика-еврея, который весь фильм одержим идеей вычислить цифровой код сущности бытия, а достигнув цели — полностью саморазрушается. Говорят, сюжет «Рестлера» — один в один «Черный лебедь», с поправкой на балетную тематику. Не знаю не знаю, но что он на «Пи» смахивает — это как пить дать.
По сути кино-то неплохое. Вот только называть его шедевром не по мне. Потому что симптомы безумия героини Натали Портман слишком жанровы и очевидны. Да сам фильм — чисто жанровый. То есть это триллер. Как итальянское джалло, например. Это саспенс. Это стандартные жанровые клише а-ля галлюцинации в ванне, зеркала с подвохом и чересчур буквальное раздвоение личности. «Черный лебедь» похож на «Адвоката дьявола» с Пачино. Нет, конечно не сюжетом. А общим состоянием. То есть это совершенно обычный банальный триллер, но снятый с претензией на драму. Подобные случае «вроде бы драм», а на деле — клише-жанров имели место не раз. На вскидку: «Экзорцист», «Семь», «Омен» и даже «Видения» моего любимого Олтмана. В «Видениях», кстати, так же как и в «Черном лебеде» поначалу создавалось впечатление что смотришь настоящую человеческую драму. Но под конец что-то ломалось, сходило с рельс и приходило разочарование — пред тобой оказывается всего лишь очередной триллер без психологии и смысла. Трудно объяснить в чем же столь разительное отличие между вышеупомянутым «Оменом» (или «Вальсом Мефистофеля» с Аланом Альдой) и «Ребенком Розмари» Полански. Есть в Омене, Адвокате дьявола и иже с ними какой-то подвох, эксплуатация, фальшь, дешёвка и ушлое потакание зрительским нуждам. И «Черный лебедь» Аранофски по уши завяз в этих не сильно лестных эпитетах.
Натали Портман старается изо всех сил. Играет так, словно и правда верит себе. Но её персонаж — грациозен как слон в посудной лавке. Забитая дочка, чья властная мать ежечасно ей напоминает, как бросила свою балетную арьеру ради неё. Кто считает что это не клише, пусть первый бросит в меня камень. Но я не против. Другое дело что неплохая мысль о перевоплощении, или нет, о расширении своей личности и становлении на время черным лебедем раскрыта чисто спекулятивно и конъюнктурно. Почему сценаристы бросили на полуслове интересную идею о том что героине Портман «стоит пожить наконец в своё удовольствие»? Зачем вообще понадобилась сцена лесбийской любви, если и её сценаристы предательски обрубили — лишь чтоб порадовать поклонников «клубнички»? А тема «перфекционизма» — тоже, для галочки?
Француз Венсан Кассель играет стандартного киношного худрука в стиле Майкла Дугласа из «Кардабалета». Получается довольно забавно, но глубины это фильму явно не добавляет.
Мила Кунис мне ещё в «Экстракте» Джаджа не понравилась. Здесь она мне продолжает «не нравиться». Удивительно, как вроде бы красивая девушка может быть не только не обаятельной, но и вообще отталкивающей. На роль Белого Лебедя она подходит так же, как героиня Портман на роль Черного.
Камера довольно отчетливо «бегает» за актёрами. Музыка грамотно эксплуатирует темы из «Лебединого озера». В целом кино куда ближе к поделкам вроде «Театр крови» с Винсентом Прайсом нежели чем к «Вся эта шумиха» Боба Фосси. Ибо драмы то — ноль. Одни клише да штампы с претензией на женскую солидарность и мужское сочувствие.
6 из 10