Благими намерениями…
Благими намерениями выстлана дорога «сами знаете куда». Кончаловский хотел снять свои «Приключения барона Мюнхаузена» — но он не обладает абсурдистским («кэрроловским») чувством юмора Терри Гиллиама. Он хотел снять свой «Лабиринт Фавна» — но ему не хватило комиксного истинно-западного воображения дель Торо. И, почти наверняка, Кончаловскому не хватило творческой свободы.
«Для создания фильма необходимы только 2 вещей: камера и свобода»(с)
… иначе не создалось бы впечатления, что одни сцены снимал режиссер «Капитана Крюка», а другие — режиссер «Постала». Ангельские невинные рождественские песенки соседствуют, хоть и не вполне мирно, с эксцентричными «ужасами царизма» (а-ля мрачный коллектор Пингвина из «Бэтмен возвращается»). Может быть спонсоры, одарившие сей проект нажитыми непосильным трудом миллионами долларов и евро, спохватились, и стали требовать от Кончаловского «нормальной» рождественской сказки взамен этой явно не прибыльной крысино-фашистской интервенции? Может быть… И начались компромиссы, в ходе которых хмурая готишная свита Крысиного короля, он сам и его матушка, превратились в «цирк с конями».
Натан Лейн, в роли манерного (актёры-геи порой забывают, что их персонажи могут иметь и гетеросексуальную ориентацию) идиотичного дяди Эйнштейна (вспоминаются «Шанхайские рыцари» с Конан-Дойлом и Чаплином), закинув язык за плечи, усердно развлекает (пытается развлекать) детскую аудиторию. Ричард Грант разыгрывает привычную для себя клоунаду, а Юля Высоцкая охает мимо нот» на «бэкграунде». Фрэнсис де ла Тур надрывает голосовые связки, что в роли служанки, что в роли Крысиной королевы, с упорством, достойным лучшего применения. Джон Туртурро не отстаёт от коллег, и ведёт себя аки доктор Зло из «Остин Пауэрс 3». Эль Фаннинг первую половину фильма склоняет в разные падежи слово «бьютифул», а вторую половину — озирается по сторонам так, словно заблудилась в «зеленых экранах». Ну а сам Щелкунчик пищит как резаный, отчаянно косит под Пиноккио, а потом и вовсе теряется в массовке.
Кончаловский скорее всего прав, говоря что киностудиям (да и зрителям тоже) не нужны «авторы» — им нужны клипмейкеры. Никому не хочется выслушивать социальные комментарии о становлении фашизма. Всё равно что передавать в новогоднюю ночь «Соломенных псов» Пекинпа — фильм может быть сколь угодно хорош, но это просто не время и не место…
7 из 10