«Что ты имеешь против искусства?!»
Есть такой режиссер, замечательный режиссер, по фамилии Уайнорски. Достаточно перечислить названия некоторых его фильмов, дабы осознать, с каким самородком мы имеем дело: Сисястые копы 2, Химия тела 3—4, Телефон дьявола 2, Возвращение болотной твари. Достаточно? Кстати, у Уайнорски есть не менее талантливый друг — бывший рестлер, а ныне такой же режиссер-самородок — Фред Олен Рэй. Фред имеет в своём послужном списке ничуть не менее одиозные проекты: Франкенштейн в бикини, Девушка с секс-генными глазами, Ребенок с глазами рентгена, Невидимый папочка, Невидимая мама. По большому счету, Уайнорски и Олен Рэй снимают два типа фильмов: тупые бредовые дешевые банальные штампованные боевики с прямым цитированием классики жанра, и смешные тупые бредовые дешевые банальные штампованные эротические комедии пародирующие классику жанра. И если первую группу фильмов смотреть совершенно невозможно, то эротические комедии у них те ещё шедевры! У этих плодовитых товарищей есть даже совместный фильм — «Остров динозавров», который я бы советов посмотреть всем без исключения. Но речь сейчас не о нём.
«Крепкие орешки» (Hard to die имеет тоже самое значение что и Die Hard («Крепкий орешек» с Уиллисом), но к чести переводчиков следует отметить, что множественное число тут не просто пошлая рекламная прихоть) очень-очень похож на «Злые мультики» Олена Рэй. Правда Уайнорски свой шедевр снял на два года раньше. Впрочем, какая разница. Оба фильма великолепны. Да и у Уайроновски он не один такой — от «Резни в женской общаге» он мало чем отличается.
«Крепкие орешки» я оказывается уже смотрел — в далеком детстве по великому Рен-ТВ. И я запомнил его на всю жизнь. В чём суть фильма (что «Злых мультиков», что «Крепких орешков», что «Резни в ж. общаге»)? — Это пародия. Но не та тупая пародия, что в «Очень страшном кино». Там никогда не создаться впечатления, что режиссер всерьёз впаривает тебе сей несусветный маразм. Там всё заранее скомиковано. А Уайнорски снимает вроде как взаправду, но с такой широкой улыбкой на своей небритой роже, что любо дорого на него смотреть. Да, он кстати сам играет в фильме небольшую роль порно-режиссера, который на обвинение в порнографии оправдывается фразой «Ну да, в наши дни трудно снять картину не делая уступки вкусам общества». В принципе, в этом предложении он очень точно описал весь фильм. Именно на подыгрывании желаниям зрителя Уайнорски и строит сюжет и юмор. То, чего постеснялся Карпентер в «Хэллоуине» или Каннингэм в «Пятнице 13-ое», он водружает на сюжетный пьедестал. Он приглашает пять красоток в замкнутое сумрачное пространство. Он заставляет их вопить и подпрыгивать. Он обливает их водой из системы пожаротушения. Его актрисы погибают по очередности обратно-пропорциональной их привлекательности — иными словами, самое сладкое он оставляет напоследок. Он ни с того ни с сего отправляет их одну за другой в душ — ведь это именно то, чего хочет мужчина-зритель. Уайнорски играет зрительскими желаниями. Он потакает им и высмеивает их одновременно. Он пародирует вечно-оживающих расстрелянных-расчлененных-утопленных-задушенных маньяков и одевает своих грудастых «крепких орешков» в сексуальное неглиже. Да и вообще он умудряется закончить слэшер розовым сердечком и словом «начало», а не «конец»…
Хотя какой это на фиг слэшер?? Это комедия. И по-моему, очень смешная. «Остров динозавров» (комедия на тему «Парка юрского периода») Рэя-Уайнорски, «Не из этого мира» (очень стильная комедия про инопланетян-вампиров с шикарной Трэйси Лордс), «Злые мультики» (пародия на «проклятые старые дома» с покойным Дэвидом Кэррадайном), «Голливудские шлюшки с бензопилами» (гениальная пародия на классику Хупера и фильмы-нуары) Олена Рэя — «Крепкие орешки» из той же обоймы. И фильмы эти, надо признать, действительно на любителя. Кому-то это даже может показаться женоненавистничеством. Но боже мой — где в таком случае ваше чувство юмора?
Однако, я зря настаиваю. Чувство юмора — вещь субъективная и спорить о ней крайне глупо. Кому-то нравится Бенни Хилл, кому-то «Очень эпическое кино», кому-то Апатоу. «На вкус и цвет», как говориться. Посему, не стану утверждать с пеной у рта что «Крепкие орешки» Уайнорски вас рассмешат. Меня — да. Я буквально по полу катался от смеха. Но это — я. А что до вас — да бог вас знает.
8 из 10