Подбадривающая женская сказка для тех, чья внешность «не формат»
Самый известный фильм с участием Барбры Стрейзанд (только что узнал, что её имя вовсе не БарбАра, а Барбра — таким престранным финтом ушами она ещё в самом начале своей карьеры решила «выделиться из толпы»).
«Смешная девчонка», вопреки моим ожиданиям, вовсе не является легкомысленной комедией о похождениях развесёлой дурнушки — это почти эпическая музыкальная мелодрама-байопик продолжительностью в два с лишним часа. Для начала, пройдёмся вкратце по более-менее приближенной к реальности истории создания ленты и событиям, о которых она повествует:
Фанни Брайс (урождённая Фания Борач) родилась третьим ребёнком в семье венгерских евреев, владевших довольно прибыльным салуном. Её заметил известный нью-йорксий конферансье Флоренз Зигфелд и пригласил в своё бродвейское шоу «Безумства Зигфелда». В 1911 году во время гастролей Фанни познакомилась с парикмахером Франком Уайтом и вышла за него замуж. Брак продолжался всего несколько дней. Её вторым мужем стал профессиональный игрок Никки Арнстин. До их брака Ник 14 месяцев провёл в тюрьме, где Фанни его навещала каждую неделю. В 1919 году они поженились и были вместе 5 лет. В 1924 году Арнстин был задержан в связи с воровством на Уолл-стрит. Брайс настаивала на его невиновности и с большими тратами для себя оплачивала его адвокатов. Ник всё же был осуждён и приговорён к трём годам заключения. Выпущенный в 1927 году, Ник Арнстин исчез из жизни Фанни и их двоих детей. Брайс неохотно, но всё же согласилась на развод.
Как можно легко заметить, расхождения имеются, причем довольно значительные: То, что первый брак Фанни из сюжета исключили — понять можно. Ведь по фильму Барбра (то бишь — Фанни) чуть ли не девственница до встречи с Омаром Шарифом. Будь это её второй муж — добропорядочные домохозяйки-ханжи ей бы не сочувствовали. Ладно. Бывает… 14 месяцев тюрьмы до свадьбы — так же изъяты. Ибо не солидно — опять же, по фильму, Фанни влюбляется и выходит замуж за принца на белом коне — как минимум. Клюква, короче говоря, страшенная — для пожизненных послушниц ордена «Непорочное зачатие» и иже с ними… Далее, сценаристка Изобель Леннарт продолжает усердно отбеливать персонаж Шарифа. Его делают гордым конём.. в смысле, гордым принцем.., который отказывает принимать подачки от более успешной жены. На деле (кто б сомневался) реальный Ник Арнстин брал деньги у Фанни и до и после свадьбы — и совершенно по этому поводу не комплексовал. Но это же аморально! Такие фильмы не окупаются. Да, святая правда — воистину не окупаются… И конечно он ни в чём не признавался. Ни из принципа, ни просто так. Он скрывался от полиции. Потом четыре года судился. Проиграл и отсидел. Но, черт побери, это и правда не окупается…
Я не так уж против перевераний истории. В конце концов, на то оно и искусство — доносит до людей не реальность (ибо кому она нужна?), а чувства, или ещё лучше — эмоции. Но Изобель Леннарт, будучи, что очевидно женщиной, состряпала из реальной довольно интересной истории банальный даже не водевиль, а просто мыльную оперу. И этим персонажам невозможно верить. Над ними и смеяться оттого тяжело. Потому что смеяться и сопереживать хочется героям, с которыми ты можешь себя соотнести — а соотнести себя с этими нелепыми напыщенными бразильскими инсинуациями заоблачно-младенческой лицемерной невинности практически невозможно. Хотя, опять же — домохозяйкам и благородным девицам нравится. И фильм в итоге — чисто женский, причём в худшем значении данного слова.
Барбра Стрейзанд ещё в 1964-ом году исполняла роль Фанни Брайс на Бродвейской сцене — так что её участие в кинофильме вовсе не было спонтанной неожиданностью. Как в фильм попал Омар Шариф — не знаю, но в эпоху обострившихся арабо-израильских отношений очень даже забавно наблюдать экранную показную «амур» между еврейкой и арабом (пусть даже сам Ник Арнстин был на самом деле евреем).
Фильм ооочень длинный. Но его продолжительность не вознаграждается. Ибо сюжет идёт, да, но идёт в никуда. Спустя 7 лет было снято продолжение истории голосистой страшилки Фанни Брайс под названием «Смешная леди», и фильм не то чтобы провалился в прокате, но слюни по нему уже пускались не так активно. Срежиссировал сиквел кстати Герберт Росс — постановщик танцевальных номеров для первого фильма. Кстати говоря, а кто поставил то «Смешную девчонку»?
На режиссерское кресло рассматривались Майк Николс (отличный режиссер, если конечно подвернется хороший сценарий) и Джордж Рой Хилл (отличный режиссер, если конечно подвернется хороший сценарий). Затем фильм начал снимать Сидни Люмет (очень спорный товарищ), но спустя 6 месяцев покинул проект по причине «творческих разногласий». И лишь тогда продюсер Рэй Старк позвал классика Голливуда — глохнущего 66-летнего еврея Уильяма Уайлера. Ну а что — глухому Бетховену писать симфонии можно, а глухому Уайлеру мюзиклы ставить значит нельзя?
Да, именно с мюзиклом Уайлер справился на удивление лучше всего. Если хоть что-то и спасает фильм (на самом деле нет) то это песни в исполнении Стрейзенд. Ну что-то же она должна уметь — думал я. Да, она действительно умеет петь. Играть ей, безусловно, противопоказано. Зато голос и манера вокала — впечатляют. Но для 155 минут экранного времени 5 поп-песенок честно говоря недостаточно.
Сценарий по-женски слаб и невразумителен. Бесцелен, неинтересен и даже безыдеен.
Актёрская игра — никакая. Стрейзанд так на всю жизнь и застряла в роли «смешной девчонки». Но что ещё сильнее раздражает — так это смещение акцентов, когда ты забываешь что смотришь «типа» байопик, и кажется что перед тобой сильно затянутая реклама Стрейзанд в исполнении Стрейзанд. Почему то, «Человек на луне» Милоша Формана не воспринимается саморекламой Джима Кэрри (надо заметить, что к Кэрри я отношусь пусть и лучше чем к Стрейзанд, но поклонником его таланта не являюсь). Там была настоящая человеческая драма. А тут — девчачье чтиво в розовой обложке. Эдакое универсальное успокоение-подбадривание для «гадких утят» — «Да я не красотка! Но зато сколько во мне таланта! Сколько индивидуальности! Сколько энергии! Сколько позитива! Ох, сколько же во мне таланта! А будь я красоткой — ну и что, все могут быть красотками! А я такая — одна». Отчасти, это перефразированные слова самой Стрейзанд.
Продюсер Рэй Старк не прогадал, сделав ставку на бедную страшненькую, поднимающуюся до небес. Ведь по статистике некрасивых девушек куда больше чем «шэрон-строунов». Значит, и касса будет больше. А то что сценарий бред сивой кобылы (ничего личного, Изобель, ничего личного) им плевать — главное трогательно, иногда смешно, пристойно, высокоморально и сентиментально. А что ещё нужно людям для счастья?
3 из 10