1,2,3,4,5 - забери мою душу опять
Сюжет: Предыстория. Отец семейства (уже в наличии трёхлетняя девочка, и мальчик «на подходе») с русской фамилией стоит у зеркала, смотрит на своё отражение, и аки агент Купер из «Твин Пикса» вдруг осознаёт, что внутри него — Боб… ну то есть, злой и негуманный бес. Далее следует череда киношных «фальшивых смертей», перестрелок, взрывов и сюжетной микро-реминисценции из классического ужастика «Деревня проклятых». Убийца слинял — то ли помер, то ли нет, а в городе семеро беременных женщин родили раньше срока. И вот — клишированная надпись о том, что мол «прошло 16 лет».
16-летние подростки, ведущие себя как второклассники, сильно боятся воскрешения (или возвращения) Потрошителя-шизофреника. И боже какая неожиданность — он-таки восстаёт из небытия и надев маску с дредами крушит разношерстных школьников своим фирменным ножом.
На «Забери мою душу» можно смотреть с двух (как минимум) точек зрения: 1) «какой бред и самоплагиат наснимал этот старый маразматик» и 2) «какое замечательное жанровое ностальгическое кино снял великий мастер». И так:
1) Нет, это не пародия в духе «Крик 1—3». «Ложные тревоги», звуковые бумы, немотивированные поступки героев, чисто-крэйвенская идиотская смехотворная драка-возня с инфернальным убийцей — штамп на штампе, и штампом погоняет. Совершенно непонятно, зачем Крэйвен вообще приплёл сюда религиозную ахинею, а сточку из детской молитвы вывел аж в название картины? Что, четверостишие «now i lay me down to sleep… pray the lord my soul to keep» ему показалось достойным «апдейтом» считалки Фрэдди Крюггера?! Что вообще происходит в фильме? Но главный вопрос — зачем оно происходит? Зачем Крэйвен снял солянку из собственных признанных лент? Его старческое виденье молодежи — смехотворно. Не знаю, может в 16 лет американские школьники о сексе и не подозревают (хотя, в таком случае, у дочурки директора — непорочное зачатие)… но тогда какой же это слэшер, если в нём нет секса? В итоге, всё смахивает на невинную страшилку, пригодную максимум для пятиклассников. А про убийцу периодически вообще забываешь. Какой сырой, ушастый сценарий! Какая бледная игра актёров! Какие банальные режиссерские приёмы! Зачем, Уэс, зачем?? Где юмор, где логика, где смысл?
2) Уэс снял очень любопытный фильм. В 2005-ом году он выдал заклейменный всеми «Проклятые» с Кристиной Риччи — комедийный ужастик про оборотней. Но там комедия была явной. На сей же раз Уэс с усилием нахмурил брови и снял всё как по написанному. Подобно тому как Джон Карпентер создавал свой сильно-неоднозначный «Призраки Марса», Крэйвен смешал собственные «Кошмар на улице вязов» (куда уж без него), «Электрошок», «Крик» и ещё кучу чужих слэшеров воедино, и получил, да — железобетонную классику. Удивительно, но этот фильм меня пугал. Все сценарные и режиссерские ходы настолько предсказуемы, что ты отказываешься им верить. Ты знаешь — сейчас будет «бу», но убеждаешь себя, что «нет, быть не может, это же так банально, не-не-не, ничего не будет»… а таки будет! Странно, но эффект тотальной предсказуемости срабатывает с точностью до наоборот.
Концовка оставляет в недоумении. Несмотря на паранормальности, странные совпадения и прочие «синдромы твин пикса», Уэс оставляет нам небольшую лазейку для домыслов. Кто знает, может и не было никакой мистики с переселениями душ? Но даже если мистика и была — хэппи-энд как ни крути всё равно не вырисовывается.
И ещё — в фильме есть просто шикарные «отдельные» сцены. Например — доклад о калифорнийском кондоре. Или рассуждения на тему «как становятся мужчинами» — ими притворяются. Или сцена убийства Потрошителем своей беременной жены (не само убийство, а его обнаружение). Сцена в женском туалете, когда главный герой шепчет «мне это снится… нет, мне это снится». Много интересного и запоминающегося есть в фильме. Убийства слава богу не смакуются, но поставлены жестко и хлёстко. Быстро и беспощадно.
Итоги: Это не лучший фильм Уэса Крэйвена, и конечно, не лучший слэшер в мире (все лучшие слэшеры уже сняты, как и все лучшие вестерны и «бонды»). Но его стоит посмотреть. Он чертовски привлекателен в своей наивной искренности.
7 из 10
p.s. Смотрел в оригинале — дубляж ужасающ и отвратителен (а иначе и не бывает).