«Огромный смысловой посыл»(с)
Роберт Олтман схалтурил. Или поленился. Он снял невыразительный и неинтересный мейнстримовый триллер для домохозяек с интеллектом посудомоечной машины и прочих гурманов. Здесь нет ни авторского почерка, ни единой интересной небанальной идеи. Но обо всём по порядку.
«Пряничный человек» (При чём тут «Леший» — ума не приложу. Хотя, с другой стороны, довольно любопытное оригинальное название на поверку оказывается пустым «финтом ушами») снят по роману небезызвестного Джона Гришема. Писатель этот на шедевры никогда не раскошеливался. Адвокат по образованию, его произведения представляли собой скучные и сухие «судебные» драмы, где было много «суда» и никакой «драмы». «Дело о пеликанах», «Клиент», «Фирма» Поллака, «Благодетель» Копполы, «Вердикт за деньги» — всё это экранизации романов Гришема, по сравнению с которыми и бухгалтерская макулатура читается взахлёб.
Отчасти, следует отдать должное Олтману. Редкие арт-хаусные режиссеры способны так холодно и профессионально поставить подобный ширпотреб — чаще вследствие таких гибридов получаются «Психо» Гаса Ван Сента с голой попой Вигго Мортенсена на весь экран, или практически невыносимая «Дюна» Дэвида Линча. Олтман же выдал совершенно безликий, но четкий и подвижный жанровый триллер, который правда с тем же успехом мог снять любой(!) профессиональный американский режиссер (см. режиссеров прочих экранизаций Гришема).
Сюжет: Ясно дело, разведенный и малость пьющий любящий отец двоих детей, и по совместительству первоклассный адвокат встречает симпатичную худышку и завязывается у них ля-мур. А у девушки той проблема — отец в лице Робета Дювалля сильно невменяем — дочуркину машину угоняет, кота её убивает, проживёт в какой-то секте небритых стариков и терпеть не может адвокатов. Ах да, ещё он землей владеет. Но это так — к слову. И решает адвокат защитить свою хрупкую пассию от вероломного папаши, а бывшая жена тем временем картинно и клишированно капает ему на мозги.
Не обязательно получать диплом адвоката, дабы понять «где собака зарыта» и кто тут «редиска» (и я тому живое доказательство). Сюжет предсказуем настолько, насколько неотвратим хэппи-энд в «Человеке-пауке 1,2,3,…». Он прозрачен и очевиден. Психологической подоплёки у персонажей нет и в помине. Гришем не в силах вообразить иного мотива, кроме жажды денег. Может оттого его герои такие ходульные и картонные?
Олтман пытался (пусть и не очень усердно) придать детективно-триллерному сюжету некую «глубины» и «осмысленность» неистовствующей бурей и проливным дождём, но выглядит всё это глупо и «притянуто за уши». Какой такой «огромный смысловой посыл» можно тут углядеть — я категорически не в курсе, и если честно — эта фраза заинтриговала меня куда сильнее чем все 110 минут «Лешего»… в смысле — «Пряничного человека»… вместе взятые.
Единственное что радует — кастинг. Актёров подобрали может и не столько хороших, сколько подходящих на роли.
Кеннет Брана малость «бледноват» и «сер» в роли заезженной аки самопальная кассета с Дип Пёрпл, но по крайней мере не пытается «давать» своего излюбленного «гамлета».
Роберт Дауни мл. удачно, хоть и не сильно мотивированно, всячески перетягивает «одеяло на себя», благодаря чему только его второстепенный герой и запоминается в итоге.
Роберт Дювалль появляется мало, но убедительно.
Дэрил Ханну почти не узнать, особенно касательно актёрской игры (это комплимент).
Том Беренджер зашёл и обещал вернуться. «Извините… мне уже можно идти?» — милая фраза.
Фамке Яссен актриса хорошая, но бывшую-жену-конечно-же-стерву главного героя сыграла чудовищно штампованно. Где пикетчики? Феминистки, вы что — опять всё проспали? Что за дурная привычка у Голливуда — изображать бывших-жен-главных-героев такими законченными суками-стервами-заразами-подлыми, что охота в них тапками в телевизор кидаться?!
Эмбет Дэвидц — та самая хрупкая пассия героя Брана — подобрана на роль идеально. Да и сыграла неплохо.
Мэй Уитман — дочка главгера — противна невыносимо и нестерпимо. Всякий раз как она открывала рот, я яростно сжимал руками пульт вплоть до оглушительного треска деформирующейся пластмассы.
Фильм снят профессионально, но для Роберта Олтмана — это ужасное и непростительное произведение. Оно не интересное, сухое, полное штампов, предсказуемое, банальное и плоское. Посмотрите лучше «Зазубренное лезвие» с Джеффом Бриджесом 1985-ого года — сюжет идентичный, маразм аналогичный… разве что в целом посвежее.
3 из 10