Никита Севастьянов

«Ушастая» грязная Меган

Женщина-режиссер — это не катастрофа. Есть даже те, чьи фильмы мне нравятся… Хотя кроме «запретной» Лени Рифеншталь почему-то сейчас никто на ум не приходит.

Не мудрствуя лукаво, жена одного из самых кассовых режиссеров наших лет (о его талантах и вкусах поговорим в другой раз) Кэтрин Бигелоу на пару с Эриком Редом (чьим наиболее значимым свершением так и останется сценарий «Попутчика», и это отнюдь не комплимент) сотворило кино из двух незатейливых составляющих: «Грязный Гарри» + «Хэллоуин»

С одной стороны («Грязный Гарри») — не в меру крутой полисмен с большой пушкой, и не в меру плохой антисоциальный дядя тоже с большой пушкой и манией немотивированных убийств честных добрых граждан. С другой стороны («Хэллоуин») — не в меру положительная «вроде симпатичная, но при том откровенно мужеподобная» Джейми Ли Кёртис, и не в меру инфернальный «killer without a cause» (по-русски = «убийца ни с того ни с сего»).

Недавно вычитал у Пола Шрёдера в интервью интересную фразу: «В „Сарабанде“ Бергмана мне особенно нравится вступление, которое словно говорит „Я — серьёзный человек, это серьёзный фильм, и если вы — не серьёзный зритель, то можете катиться к такой-то матери!“». Так вот, в «Воронёной стали» всё тоже самое, только с точностью до наоборот. Шаблонная открывающая сцена с тренировочным арестом так и кричит с экрана: «Это дурацкое предсказуемое кино про женщину-полицейскую снятое женщиной-режиссером, где будет огромное кол-во клише и маразмов, так что если вы ждёте психологически обоснованное и логическое интеллектуальное кино — вы явно ошиблись адресом!».

Сюжет: тяжело живётся грязной Меган в неблагополучном Нью-Йорке. С детства мечтала она бить об стену «плохих парней», и наконец дослужилась она до полицейского значка. Но враг не дремлет. Злой рокер в косухе грабит местный сельпо со «смертельным оружием» в руках — Магнумом 44-ого калибра (см. «Грязный Гарри»). В духе замечательной комедии с Эмилио Эстевесом (правда, до её выхода оставалось ещё 4 года) грязная Меган громит супермаркет Халима (см. «Заряженное оружие») в пух и прах, убивая вероломного грабителя не раз и не два. Но враг всё равно не дремлет. И скучающий, мало-помалу сходящий с ума брокер с Уолл-стрит с милым еврейским именем Юджин крадёт тот самый Магнум 44-ого калибра с места преступление и выгравировав на цельно-металлических оболочках имя грязной Меган, «пошёл в народ».

Как легко можно заметить, завязка и общая канва — «Грязный Гарри» в чистом виде. Но Эрику Реду этого показалось мало. И он (уверен, что именно он, а не Бигелоу) из обычного брокера в кризисе средних лет сделал нечто поистине инфернальное. Ну, что тут поделаешь — любит Эрик из отрицательных персонажей стряпать чертей с рогами (см. «Попутчик»).

В итоге, получилось нечто неудобоваримое. Логики у персонажей нет ни одной (как впрочем и извилин в головном мозге, судя по их поведению). Чем всё это милое дело кончиться известно сразу и тут же, но «цирк с клоунами» продолжается. Ближе к концу, сценарий заходит в такие дебри (при этом, по сути топчась на месте), что лента ненароком приобретает аж сюрреалистические нотки! Излюбленное Эриком Редом противостояние «доброго и милого случайного прохожего» и «злого и плохого дьявола в человеческом обличье», немотивированное ничем (что здесь, что «Попутчике», злодейский злодей приклеивается к главгеру как банный лист по простому «сценаристкому велению») заходит тут уже на территорию феминизма и «как бы» социальной драмы, о доброй и порядочной гражданке из неблагополучной семьи и с жиру бесящемся «распальцованном» баловне судьбы с Уолл-стрит (см. «Американский психопат», поставленный тоже режиссером-женщиной, но на совершенно ином уровне). Конечно, и так ясно (см. открывающую сцену), что никакой «социальной драмы» тут на самом деле нет и не предвиделось, и даже не планировалось. Это просто женский вариант «грязных гарри», лишенный логики, мотиваций, хоть какой-то новизны или драйва. Если первого «Грязного Гарри» смотреть достаточно интересно с обывательской точки зрения — иными словами, один очень крутой мужик очень круто мочит всех, кто попадается ему под ноги, злобно процеживая при этом очень крутые циничные фразы — то «Вороненую сталь» смотреть скучно. Но ни о какой опять-таки «драме» тут речь тоже не идёт (см. выше). Всё очень и очень предсказуемо и просто невыносимо штампованно. И ушасто.

Никакого «эффектного визуального ряда» я тоже не заметил. Актёры играют хорошо, но играли бы значительно лучше, если бы им было чего играть. Но с таким сюжетом, держащемся на клише, натяжках и просто глупостях, особо не разыграешься.

3 из 10

В принципе, ещё со схожей сценарной завязкой существует замечательный фильм «Бешеный пёс и Глори». Про «Грязного Гарри» я уже упоминал не раз. Так же, не стоит забывать про «Хэллоуин». И «Американского психопата». Ну и безусловно — «Заряженное оружие». Просмотр «Вороненой стали» не даёт вам право проходить мимо вышеперечисленных фильмов, зато будучи ознакомленным с ними, смотреть фильм Бигелоу — поистине излишне.

© sevastianov88

sevastianov88@gmail.com

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz