М. Э. Д.
Оригинальное итальянское название — «Необычное преступление». Интересно, к чему бы это?
Сюжет вкратце: Это не джалло. Это не детектив. Это Деодато. У нас есть пианист-красавец, которого все любят и хотят. Есть старый, хмурый и понурый инспектор полиции. И есть жестокие, кровавые, ужасающие, омерзительные, беспричинные, беспощадные убийства, которые совершает один из них, ибо болен «очень редкой болезнью», а второй, ибо жанр обязывает, усердно злится на злодея и кричит прямо посреди улицы: «Я поймаю тебя, сволочь! Поймаю тебя сволочь! Поймаю тебя сволочь!… «
Деодато, Деодато… Саспенса нет ни секунды. После первых 30 минут фильм «вязнет» на обочине и на дорогу уже не выйдет. Неимоверно скучно. Диалоги в духе: «Это безумие!», «Все женщины влюблены в него» (повторять минимум 3 раза), «Я только что думала о тебе и вот ты звонишь! Какое совпадение! Я всё время думала о тебе!» (мда, то ещё совпадение), «Ты никогда не найдешь где у меня виски. Я храню его в этом шкафчике — Чтобы незваные гости его не нашли? — Нет, просто люблю этот шкафчик» и прочее-прочее…
Все актёры, без единого исключения, играют чудовищно. В смысле — очень-очень плохо:
Майкл «Кабаре» Йорк таращит глаза и картинно даёт драмы (а-ля — патетично закрыть лицо рукой и икнуть). Эдвидж Фенек, королева джалло, ходит полфильма беременная, и играть ей нечего — да и не зачем («Скажи мне, что это неправда!»). Великий Дональд Плезанс то ли болен, то ли сонный, то ли ленивый — такое ощущение, что этим карикатурным эстрадным акцентом и мимикой прямиком с детского утренника он издевается над всем современным итальянским кинематографом и лично над Деодато. Ужасней игры я в жизни не видел — тем более у этих замечательных актёров.
Монтаж фильма алогичный, аритмичный и аляпистый. Кадры собраны как в лучшем случае можно собрать паззл в кромешной темноте — периодически неясно что происходит на экране, кто где и куда.
Музыкальное сопровождение проистекает примерно следующим образом — тут «напряжение нарастает», тут «любовь-морковь», тут «все плачут» ибо грустно.
Убийства — смехотворны. Кровь брызжет как из разбрызгивателя тонкими струйками и ничего кроме смеха это не вызывает. Вообще самих убийств мало, они совершенно не обоснованы, а «драма» — детсад на выезде.
В 30 минут мы узнаём кто убийца (это официально — по хорошему, кто убийца мы узнаем в первые 5 минут), а дальше «мама, посвети фонариком, а то я ноги переломаю!!», или если коротко, то «тёмный лес».
«Он болен редко болезнью». «У него очень редкое заболевание». Видимо Деодато считает, что таким образом следует нагонять «саспенс». В итоге, процесс старения главгера переходит все мыслимые и немыслимые пределы, и вытанцовывается жалкая пародия на «Муху» Кроненберга, отгремевшую в 1986-ом — двумя года ранее.
Престарелый Плезенс с юной дочуркой-флейтисткой, которая дудит папе на ухо, когда тот говорит по телефону с хриплым убийцей, а стоит ему повесить трубку — умолкает. «Ломай дверь! — А может его там нет? — Тогда ладно» — и все уходят. «Нормальные преступники» убегает через черный ход, отстреливаются, кончают с собой — а этот просто не открывает полиции дверь. И всё. А чего суетиться то?
Меня восхищает, что люди находят в «Призраке смерти» («Призрак Оперы» + «Дориан Грей» + «Муха 1986») смысл и боже мой «драму». Нет, при желании, конечно, и в «Невесте монстра» Эда Вуда можно прослезиться от печальной судьбы гениального ученого в лице Лугоши, который всего лишь хотел создать расу «атомных суперменов», но был непонят общественностью. Или в «Амазонках золотого храма» углядеть глубинные переживания несчастной сиротки, чьих родителей жестоко погубила недремлющая алчность. Да, я знаю, что все 90 минут Деодато старательно взывает к состраданию у зрителя («иди ко мне собачка… молодец, хороший пёсик… тебя тоже выбросили когда ты состарился?» или «всю свою жизнь… всю свою жизнь… всю свою жизнь… всю свою жизнь… а мне ведь всего 30 лет!» и тэдэ), но по мне так, волку из «Ну погоди!» сопереживаешь несоизмеримо сильнее.
Да и несмотря на все возможные смыслы и домыслы — кино скучное до смерти. Сценарий тянется как жвачка. Сцены с айкидо, первая подружка главгера, жаждущая с ним детей и семьи, изменяющая ему с его лучшим другом, мама главгера в Венеции, «пианизм» главгера — всё это пустые звуки, «бульк, о котором и мы и режиссер забываем по ходу фильма. Актёры недвусмысленно издеваются над зрителями. Кошмар короче говоря. Кош-мар.
3 из 10 (хотя, что Руджеро Деодато — не Федерико Феллини и так всем ясно).