4 компьютерных игры + белые нитки
В лабиринте Фавна 300 спартанцев убили Билла, но это было только начало, т. к. пролетая над гнездом кукушки они потеряли Пятый Элемент, после чего Алиса успела сбежать в страну чудес, а остальных сослали на остров проклятых и заперли в палате, где они в итоге создают бойцовский клуб и объединившись со Скоттом Пилгримом идут войной против всех.
Утомительнейшая клипомания, которую один зарубежный критик охарактеризовал коротко и ёмко: «мастурбация». Зак-зомби-спринтеры-Снайдер снял бессюжетную фиговенькую компьютерную игрушку с претензией одновременно и на сексплотейшен(1), и на женский вариант собственных «300 спартанцев»(2), и на психологическую психо-дурдом-драму(3). Не вышло ни первое, ни второе, ни третье.
1. Сексплотейшена тут откровенно (ну вот уже и каламбуры пошли) мало. Нужно понимать, что снимаешь и не стесняться работать на потеху публики — иначе выходит «ни нам — ни вам». И это конечно никакая не «ода феминизму». Вернее, это может быть и ода феминизму — но с мужской точки зрения и для зрителей-мужчин — это мужланский «феминизм». Так что да — фильм не сексуален ни секунды. Лучше посмотрите обычную открытую эксплуатацию «слабого» пола, где никто не станет стесняться, краснеть и постыдно прятаться за детским рейтингом и политкорректной фальшивой претензией на «высокое искусство». Нужно понимать, что снимаешь.
2. С «женским вариантов 300 спартанцев» дело обстоит примерно столь же безрадостно. Зак-зомби-спринтеры-Снайдер не перестаёт доказывать, что голый компьютерный экшн — это ужасно скучно. Не Феллини скучен. Не Пазолини. И не Херцог. Нет. Скучно смотреть 110 минут к ряду на плоских персонажей, которые прыгают и взрываются, но понарошку, которым сопереживаешь не больше чем «ботам» из Counter Strike. Когда каждый «финт» известен заранее, каждый штамп на своём месте и сюрпризов не последует. Ты словно смотришь не художественное кино, а очень затянутую рекламу компьютерной игры — но не принимая непосредственного участия как игрок-пользователь, наблюдать за сфабрикованной игрой чужих тебе людей не интересно и не захватывающе. Скучно.
3. Третья составляющая — «психодрама». Аналогичная ситуация наблюдалась в «Начале» Нолана, где историю со снами использовали лишь в качестве полигона для спецэффектов, а периферийные тривиальные фрустрации главгера — как оправдание для повествования в целом. Да, Зак «как умный» даёт закадровый текст и распятерение личности, но как ни крути, психология его персонажей так и остаётся на уровне психологии зомби-спринтеров. «Сражайся, всё зависит от тебя!» — единственная «философская» мысль ленты. Стоило ли ради неё затевать этот многомиллионый компьютерный клип?
Музыка звучит отчего-то убаюкивающе монотонно, и крайне неуместно. Фантазии главной героини совершенно не вяжутся ни с её полом, ни с возрастом, ни с эпохой. Это не фантазии 20-летней девчонки из 50-х годов — это фантазии современного 40-летнего клипмейкера, воспитанного на комиксах, компьютерных играх и аниме. Драконы, орки, фашисты-зомби (хотя конечно, по-хорошему, они не «фашисты», а просто немцы — мы ведь говорим о Первой Мировой войне — кстати, а почему мы говорим именно о ней??), японские роботы и прочая нечесть — это всё чисто мальчишеские/мужские фантазии. Ну какой девчонке (даже сумасшедшей) в 1950-ых годах придёт в голову стреляться в окопах с зомби-в-касках?? Ромеро снял первый фильм из серии о «живых мертвецах» только в 1968-ом году — о зомби до того никто и знать не знал! Ну вот с чего бы ей такое привиделось? Причём тут японцы (вкупе со Скоттом Гленном в роли «мудрого» ангела-хранителя) и орки из «Властелина колец»? Какое вообще отношение всё это имеет к жизни главной героини?
Структура фильма недвусмысленно напоминает мне стандартное порно — сделали два шага, сказали три-четыре фразы, и следующие 10 минут «необузданная постельная сцена под ритмичную музыку» (читай — «то, ради чего всё кино и затевалось»), и так раза четыре, а в итоге — примирительный финал. А ведь я ещё когда говорил, что порно — это полноценный художественный жанр, ничем не отличающийся от боевика, триллера или комедии. Если кто-то до сих пор сомневается — то для вас Зак заботливо предоставил лишнее тому доказательство.
Я еле досмотрел до конца. Меня тошнило (бедный мой вестибулярный аппарат), клонило ко сну, но я стойко вынес все тяготы бытия. Знаете что — это не кинофильм как таковой. Это четыре 20-минутных плагиатных тизера к компьютерным играм среднего пошиба под электронную музыку, кое-как сшитые воедино белыми нитками. Этот фильм устареет, как любая навороченная компьютерная игра, делающая акцент исключительно на 3-д графике.
2 из 10
p.s. Есть роман у Энтони Берджесса — «Доктор болен», где главного героя со дня на день ожидает лоботомия, и в отчаянии он совершает побег из клиники. Но Снайдер сие произведение конечно же не читал.