Дипломная работа прилежного ученика
Первый фильм Алехандро Аменабара… Так почему же такой «старческий»? — Снят профессионально, полон штампов и всячески пытается быть «социально-полезным» — так снимают не 23-летние таланты, полные амбиций, свежих задумок и неуёмного воображения — так снимают закостеневшие безжизненные безликие «кино-старики». Это мертвый дебют.
Основополагающее слово — «обычный». «Дипломную работу» могу смотреть годовалые детишки на коленках у своих 80-летних бабушек. «Испанского кинематографа не существует!» заявляет университетский препод и повинуясь его авторитетному мнению, Аменабар создаёт кино на 100% голливудское. Это «игра по правилам». Это дипломный проект прилежного, но не выдающегося ученика ("обычного»), выполненный на твёрдую «четвёрку».
«Спрос рождает предложение» — тоже мне новость. Не зря же мы в школьные годы втихую собирались целыми компаниями и сквозь пальцы глядели легендарные «Лики смерти» (в фильме — «Свежая кровь») — так где же у Аменабара то «откровение», то «таинство» смерти? Не суть важно, калечат актёров на экране понарошку или взаправду = существует реальный «снафф» или это очередное «лох-несское чудо-юдо». Официальные кино-теле-студии так или иначе поставляют неблагодарному народу населения пыточную порнографию, только в более законной форме — ужасы, боевики, триллеры и, конечно, слэшеры. Ну и что? На бои гладиаторов и публичные казни испокон веков собирались толпы жадных до крови зевак — нормальное человеческое желание, не вызывающее по-хорошему ни удивления ни порицания. Популярные «Пилы» и «Бомжи с дробовиками» представляют куда больший интерес для изучения, нежели мифическое «снафф-порно» для единичных клозетных эстетов.
Ана Торрент играет «невинную пташку», словно по ошибке залетевшую на кинофак — прилежную, но явно бездарную студентку-идеалистку, выбравшую дипломной темой «Аудиовизуальное насилие» — видимо, альтер-эго режиссера, тоже взявшегося за броскую, но явно чуждую ему тему. Красавчик Эдуардо Норьега играет красавчика Боско — подозреваемого N1. Ксабьер Элорриага — зловещего препода, подозреваемого N2. Феле Мартинес (на его месте неплохо бы смотрел молодой Джонни Депп) — стереотипного парня с тараканами в голове и добрым сердцем в груди, и заодно подозреваемого N3. Выбор «злодея» быстро становится очевиден, а для фильма, делающего ставку на «детективу» — это тот ещё минус.
Поставив «снафф» во главу стола, режиссер обрёк фильм на быстрый и закономерный переход с вялой моралистической проповеди о кино-насилии на классическое «кто ж таки убийца?». В итоге «снафф» и вся эта псевдо-социальная болтовня оборачиваются лишь хичкоковским «МакГаффином» — киноприём, когда персонажи гоняются за «неведомой зверушкой», суть которой не имеет ровным счётом никакого значения для зрителя.
За 125 минут экранного времени не сказано ни единой небанальной фразы. Истинная чистая непорочная любоф, «игры в салки» по темным и светлым коридорам, концовка с двумя непременными «финтами ушами». И никакой отсебятины. Что хотел этим сказать режиссер? — Что людей привлекает насилие и смерть? Ишь ты, Капитан Очевидность… Да и видел я это уже и в «Видеодроме 1982» Кроненберга, и «Подглядывающем Томе 1960» Пауэлла. А может Аменабар пытался повторить «Немого свидетеля» Уэллера, пытавшегося повторить Хичкока? — Копия с копии, как известно, теряет в качестве.
Некоторые говорят что фильм «страшный» — то есть, пугающий. Черт, я в замешательстве — вот вышеупомянутые фильма да, «страшные» (даже безделушка Уэллера). А тут-то чего бояться? В «Приключениях Винни-Пуха» саспенса и то больше! Поведение героев не обосновано психологически — за них не хочется переживать. Их жизни в опасности лишь потому что они — косолапые марионетки в руках режиссера-карьериста, в свою очередь тоже пляшущего под чужую дудку.
«Дипломная работа» смотрится легко, веселит извечными кино-штампами, логическими дырами и трафаретными персонажами, и как ни странно даже не раздражает. Но ничего интересного или впечатляющего в ней нету — разве что для домохозяек. Аменабар так и не вырастет в действительно стОящего режиссера. Он профессионал даже в 23 года — его лентам и в дальнейшем не будет хватать оригинальности и «души».
4 из 10